Дом - это место для слушанья голоса ветра,
для рассуждений о криках под окнами в полночь,
для размещенья и перемещения книжек,
чашек, подушек, квитанций на чистку одежды.
Дом - это мир существительных, осуществлений,
мир до-мажора, арпеджио под абажуром
и поцелуев, которые будят ребёнка,
и разговоров о лучшем, несбыточном доме.

Вера Павлова

суббота, 19 октября 2013 г.

"Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131, 7). Часть первая. Внешний вид Собора.

Случился у нас тут с сынуликом культурный прорыв. Съездили мы на концерт органной музыки в католический кафедральный собор - главный католический храм нашего города. О самом концерте и своих впечатлениях я уже писала вот тут. Естессно, я, как пелось в песенке-заставке передачи "Сам себе режиссер", всегда с собой беру видеокамеру фотоаппарат))). Поэтому из поездки в собор я привезла сотню фотографий. Облазили мы с сыном в соборе все углы-закоулочки))) Даже, с разрешения Его Преосвященства, заглянули за главный алтарь, чтобы в непосредственной близости рассмотреть и сфотографировать все витражи. А посмотреть там есть на что! Думала я сначала создать фотоальбом у себя на страничке в "Одноклассниках" , а потом, вооружившись терпением, решила написать что-то вроде фотоэкскурсии. Тем более, что посмотреть-то мы все посмотрели, а вот рассказать что к чему и почему там находится нам было некому... Честно скажу, информации о соборе, а особенно о его внешнем и внутреннем убранстве в интернете немного... Даже катастрофически мало, я бы сказала. Но, кто ищет, тот найдет!))))) И вот, я представляю вашему вниманию собор - таким, каким его увидела я.

Идея строительства нового Кафедрального собора в Караганде принадлежит епископу Яну Павлу Ленге. Изначально архиепископ Ян Павел Ленга решил посвятить новый собор покровительству Пресвятой Девы Марии Фатимской. Поскольку он задумывался как памятник жертвам коммунистического режима.
Карагандинская епархия обратилась к властям города Караганды с просьбой выделить участок под строительство нового Кафедрального собора.
По приглашению Нурсултана Назарбаева состоялся визит Государственного Секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано в Казахстан. В ходе этого визита, 18 мая 2003 года, Кардинал Анджело Содано освятил территорию и краеугольный камень под строительство нового Кафедрального собора Караганды.
В 2004 году «Общество по строительству собора Матери всех народов» ("Verein zum Aufbau der Kathedrale Mutter aller Nationen"), основанное в селении Викторсберг в Форарльберге (Австрия) госпожой Агнес Риттер, решило поддержать строительство Кафедрального собора в Караганде. В строительстве и оснащении собора значительное участие принял епископ Атаназиус Шнайдер.

9 сентября 2012 года состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Декан Коллегии кардиналов, кардинал Анджело Содано, легат Папы Римского Бенедикта XVI.

Пресвятая Дева Мария впервые явилась 13 мая 1917 года трем маленьким пастушкам – Луции, Франсиско и Жасинте у португальского селения Фатима. В своих явлениях она говорила об опасности лжеучения, которое Россия будет пропагандировать по всему миру. А несколько месяцев спустя в России произошла Октябрьская революция, превратившая страну в первое в истории человечества государство с коммунистической идеологией. Пресвятая Дева призывала верующих в Фатиме молиться за то, чтобы Росссия освободились от материализма и атеизма.
Именно в день памяти Фатимских явлений, 13 мая 2003 года, Карагандинская епархия приобрела земельный участок под строительство нового кафедрального собора.

В общих чертах собор спроектирован по образцу Кельнского собора и имеет форму латинского креста, то есть его центральный продольный неф в два раза длиннее поперечного. Это здание базиликального типа с тремя продольными нефами - центральным, более высоким, и двумя боковыми. В архитектурных традициях западной Церкви форма базилики всегда была наиболее распространенной. Адаптацию проекта к казахстанским условиям сделал архитектор Сергеев Владимир Георгиевич.

Собор построен и кирпича и облицован камнем ракушечником из Дагестана.  Внешняя длина здания - 51,3 м , ширина - 30,9 м. Высота вместе с крышей - 22 м, причем, высота самой крыши 9,3 м. Внутренняя высота стен 12,7 м. На фасаде две башни-колокольни. Каждая увенчана шпилем высотой 12 м и крестом высотой 3 м.


Колокола


Фотографии колоколов взяты с сайта NV.KZ. Cама я, естессно, не могла сделать подобные фото))))

В правой башне находится самый большой колокол весом более полутоны, изготовленный в Австрии (фирмой Grassmayr, Инсбрук). Колокол посвящен Пресвятой Троице, что отражено в сделанной на нем надписи: «Gloria Patri, et Filii, et Spiritui Sancto» (лат.: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»), а также в эмблеме: треугольник с крестом внутри и тремя исходящими от каждой стороны треугольника лучами. Второй колокол в два раза меньше. Он посвящен Богородице Надпись на нем гласит: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis» («Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас»). Третий колокол будет звонить в честь святого Иосифа. На нем изображена лилия, а надпись гласит: «Sancte Ioseph, ora pro nobis» («Святой Иосиф, молись о нас»). На четвертом колоколе святого архангела Михаила изображен сам архангел с мечом в одной руке и весами в другой, а также сделана надпись: «Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango» («Зову живых, оплакиваю мертвых, сокрушаю молнии»).
В левой башне установлен комплект из 16 маленьких колоколов, каждый из которых озвучивает определенную ноту. На звоннице можно воспроизвести песнь «Christus vincit», «Боже, мы поем Тебе» и «Аve Maria». Вылиты колокола в основном благодаря пожертвованиям прихода города Ишгль в Тироле (Австрия).

  
Часы

С фасадной стороны каждой башни (на уровне 24 метров от земли), а также с их правой и левой сторон установлены часы диаметром чуть более метра, изготовленные в Австрии (фирма „Grassmayr“, Инсбрук).


Петух


Фигура петуха установлена на одиннадцатиметровом шпиле. Эта птица – традиционный элемент храмовой архитектуры. Она символизирует бдительность. В древнехристианских гимнах петух символизирует также Иисуса Христа, подавляющего силы тьмы, пробуждающего людей от сна греха и призывающего их к свету и к дневному труду. Другой аспект символики петуха – это его пение, раздающееся еще до восхода солнца и призывающее людей к утренней молитве. Исходя из этой символики, уже в первом тысячелетии шпили храмов часто увенчивались петухом.


Бронзовые ворота






На главном входе в собор стоят массивные ворота, изготовленные в Австрии той же фирмой, которая делала часы. Слева изображены сцены из Ветхого завета. Справа – из Нового.


Каменная статуя Христа


Она помещена в маленькой нише между главными воротами. Ее сделали монахи в бенедиктинском монастыре Флавиньи во Франции.
На плече Иисус несет овцу, это является символом, что Он как добрый пастырь ищет потерянного грешника. Найдя его и даруя ему прощение грехов, Иисус берет его на руки, кладет его на Свои плечи и несет в Церковь, то есть в Царствие Божие, в отчий дом, в общение и жизнь с Богом. Человек, входящий в Храм и видящий образ Доброго Пастыря, должен наполниться надеждой и желанием спасения. Бог сам есть вечный Пастырь, Он управляет и руководит людьми, являющимися наместниками Сына Его, епископами и священниками.


Мраморная Дева Мария


На фасадной стороне крыши между башнями (на уровне 25 метров от земли) установлена двухметровая статуя Девы Марии Фатимской из белого мрамора. Изготовлена она в Фатиме, в Португалии. Эта статуя идентична той, что находится на фасаде базилики в Фатиме.  На груди у Приснодевы лента с маленькой сферой, символизирующей земной шар, Богородица своими молитвами как бы несет весь человеческий род, заботясь о нем, как его духовная Матерь. С левой стороны груди изображено сердце, обвитое терновым венцом, символизирующим скорби непорочного сердца Марии, которые она претерпела, стоя под крестом Иисуса, жертвуя их во благо спасения рода человеческого, а также ее нынешние скорби, вызванными оскорблениями, наносимыми Богу грешниками, и ее заботу об их обращении. Правая рука Богородицы поднята в жесте благословления, а левая опущена открытой ладонью вниз, символизируя благодати Божии, изливающиеся на людей через матерь Божью. Внизу на подоле платья изображена шестиконечная звезда (Дева Мария - звезда над морем, дарующая надежду странствующему и зачастую терпящему духовное кораблекрушение человечеству). Под ногами у Девы – дубовые листья, напоминающие о месте явлений Девы Марии: впервые это случилось 13 мая 1917 года в долине Кова-да-Ирия близ села Фатима над маленьким скальным дубом. Эта статуя является подарком Фатимского апостольства Швейцарии.

 Витражное окно на фасаде


На фасаде собора есть круглое окно, украшенное витражом с изображением святого архангела Михаила. Он держит в правой руке крест, а в левой щит с надписью на латинском языке «Sanctus, Sanctus, Sanctus» («Свят, свят, свят») - начальные слова молитвы ангелов, которые слышал пророк Исайя(ср. Ис 6,3), и песнопения, исполняемого в центральной части евхаристической литургии. В этом возгласе ангелы выражали свое поклонение перед триединым Богом. Прославление Господа - мощнейшее оружие, которым архангел Михаил победил сатану и других злых духов. Небожитель окружен сияющим светом Божьим, который наполняет его мантию, украшенную белыми лилиями(символ непорочности Девы Марии - единственного существа, к которому зло сатаны не смогло прикоснуться). Архангел, изображен в образе молодого воина, который стоит внутри крепости, похожей на Храм(символ Церкви на земле) и попирает своими ногами большого дракона(сатана и злые духи). Церковь непобедима, ибо Христос сам возвел ее на скале, а Святой архангел Михаил покровительствует ей и защищает ее, особенно, когда сатана пытается вторгнуться вовнутрь крепости. Победа над злом достигается, в первую очередь, посредством поклонения Богу и благодаря духовной помощи святых ангелов.

На этом я заканчиваю описание внешнего вида собора. В следующих постах я расскажу о его внутреннем убранстве и крипте.
Продолжение следует...

Описание архитектуры и внутреннего убранства Кафедрального Собора основано на материалах готовящейся к печати книги Епископа Атанасиуса Шнайдера «Господи, возлюбил я красоту дома Твоего».
В тексте использованы материалы с сайтов Википедия и NV.KZ
Некоторые фотографии в тексте также взяты с сайта NV.KZ  

2 комментария:

  1. Наташа, шикарный у вас собор. Видимо очень большая католическая община, раз сумели построить такое грандиозное сооружение. На страничке "Обо мне" вы написали о своем неоднозначном отношении к своему городу, но без любви к нему невозможно ТАКОЕ описание.
    Я не сразу привыкла к Краснодару, помню, как родители хотели уехать из города. Однако привыкла и теперь даже с удовольствием изучаю его историю. Заходите в мой второй блог на странички, посвященные Краю БЛОГ . Рада стать ПЧ.
    Галина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо большое! Я постаралась максимально точно описать Собор. Моей заслуги тут немного. Не без усилий, правда, нашла информацию, логично выстроила ее в стройное повествование - вот, собственно, и вся моя заслуга. Фотографии - да, в подавляющем большинстве, моих рук дело. Из других источников брала только те фотографии, куда пройти не удалось)) Для меня церкви, костелы, мечети - это нечто, похожее на музей, а не на жилище Бога. Я считаю, что Бог - он в душе, а в церквях просто красиво. А я люблю все красивое))))))
      Спасибо за приглашение в ваш блог! С удовольствием присоединюсь.

      Удалить

Я Наташа, ко мне можно на "ты" ;=)
Если у вас нет блога или своей страницы, но вы не хотите быть анонимным, выберите в списке «Название/URL» и напишите своё имя, можно и без URL.
Спасибо, что заглянули! Всегда внимательно читаю все комментарии)))

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...